Комитет
по защите прав
предпринимателей

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
КАЗАКОВ ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ

САМАРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
КАРПУХОВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ

САМАРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Информационно-консультационные услуги (консалтинг)

Консалтинг — это совокупность услуг, связанных с обра­боткой информации по заказам клиентов и информационным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени. Консультационные услуги — это предоставление потре­бителям знаний в виде информации, консультаций и экспер­тиз различных видов хозяйственной деятельности.

В состав консалтинговых услуг входят также непосредствен­ное управление профессиональными менеджерами или их бри­гадами, фирмой в целом, отдельным ее подразделением, ока­зание помощи в организации деятельности хозяйственного объ­екта, формирование имиджа компании и др. В этом случае консалтинговые фирмы осуществляют полный контроль за ре­ализацией предлагаемой заказчиком программы. Это наиболее распространенный вид консалтинга в мировой торговле. Объем его продаж превышает 25% от общего экспорта консалтинго­вых услуг.

Рынок консалтинговых услуг очень динамичен. В 80-е гг. среднегодовые темпы прироста объемов экспорта составляли 15—20%, но наибольшим спросом пользуются услуги, связан­ные с организацией информационной технологии в сфере биз­неса (темп прироста 50%).

Значительно возрастает спрос на специальные консульта­ционные услуги (создание компьютеризированных систем ло­гистики, развитие снабженческого менеджмента, разработка программ подготовки руководящих кадров).

Эти тенденции необходимо учитывать при проектировании СЭЗ, особенно различных типов научно-технических зон. За­падные специалисты считают, что рынок консалтинга будет развиваться еще более динамично. По их прогнозам, в 90-х гг. объемы традиционных услуг в области управления персона­лом, маркетинга и производства возрастут примерно на 10%, информационной технологии — на 20%, стратегии и развития фирм, создания на предприятиях "желаемой социальной атмо­сферы" — в 2 раза. Главным продавцом этой продукции станет частный сектор услуг.

При создании консалтинговых фирм в СЭЗ может быть уч­тен опыт промышленно развитых стран, особенно опыт США. Именно здесь в 20-е гг. возник классический консультацион­ный бизнес в его нынешнем виде. Это практически полностью монополизированная сфера торговли, поставленная на инду­стриальную основу. Ее возглавляет крупнейшая консалтинго­вая фирма "Маккинси", имеющая филиалы практически во всех промышленно развитых странах мира (сейчас в мире функ­ционируют 35 бюро "Маккинси"). В настоящее время в США с консультантами этой фирмы сотрудничают примерно 80% всех крупных фирм страны.

Определенным своеобразием отличается рынок консульта­ционных услуг в Японии. До 70-х гг. он развивался очень мед­ленно, и лишь затем его развитие ускорилось. Самым дина­мичным периодом для него оказались 1983—1987 гг., когда объем консалтинговых услуг увеличился в 3,2 раза.

Напишите нам