Комитет
по защите прав
предпринимателей

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
КАЗАКОВ ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ

САМАРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
КАРПУХОВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ

САМАРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

УЖЕСТОЧЕНА ОТВЕТСTВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ (Федеральный закон №488-ФЗ от 28 декабря 2016 года) нормы вступили в силу с 01.07.2017 года

Комментарии наших экспертов:
1. Уверен, почти каждый из вас встречался с историей, когда компания избегает ответственности путем смены юридического лица, оставляя при этом офис, штат и даже сайт прежними. А ООО «Ромашка» волшебным образом превращалась в «Ромашку Плюс», которая не отвечает по обязательствам «Ромашки».
Способы при этом применяются разные: оформить компанию на «номинала», мигрировали в другие регионы, слияние, ликвидация и т.п. Обычно это делается во избежание выплат кредиторам или банкротства.
С 28 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 488-ФЗ, согласно которому изменили процедуру привлечения к ответственности директора компании, активы которой переписаны на новое юридическое лицо.
Более того, в течение трех лет таким лицам будет запрещено:
·открывать новое юридическое лицо,
·приобретать долю участия в компании,
·возглавить компанию.
Аналогичные меры будут применяться, если:
·в ЕГРЮЛ присутствует запись, что сведений об адресе организации недостоверные;
·в реестре есть отметка, что компания подала неверные данные о единоличном исполнительном органе;
·компания не выполнила решение о принудительной ликвидации.
Напомню, до вступления в силу указанных изменений, чтобы взыскать долги с ликвидированной компании, требовалось сначала восстановить ее в ЕГРЮЛ либо найти новое юридическое лицо, на которую переписаны активы ликвидированной компании, и доказать, что это та же компания. Затем инициировать банкротство, в ходе которого привлечь к субсидиарной ответственности директора компании.
Теперь этот путь кредиторам упрощен. Также изменения коснутся и Закона «О банкротстве»:
·срок исковой давности для заявления о субсидиарной ответственности директора увеличат до трех лет,
·теперь нет необходимости указывать в заявлении размер ответственности контролирующего лица,
·о привлечении директора к субсидиарной ответственности, можно будет заявить после завершения конкурсного производства;
Верховный суд РФ за последние пару лет сформировал достаточную практику для привлечения директора или контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
В случая банкротства юридического лица такая ответственность директора наступает, когда директор не подал в суд заявления о банкротстве компании должника банкротом; действия директора компании привели к ее банкротству.
2. У меня в руках текст Федерального закона №488-ФЗ от 28 декабря 2016 года. Согласно данному документу, кредиторы юридического лица, в том числе, если этим кредитором является бюджет (то есть налоговая инспекция), признанного недействующим, могут предъявить иски к его бенефициарам. Данным документом внесены изменения в законодательство, позволяющие взыскивать с руководителей предприятий и других лиц, ответственных за принятие решений, в том числе налоговую задолженность. Иски в данном случае будут инициированы органами ФНС России. О чем же идет речь? Речь в этом замечательном федеральном законе №488-ФЗ идет об изменениях, внесенных в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ, куда добавлен п.3.1 ст.3. Изменения внесены не только в ст. 3, но еще и в ст. 10 Федерального закона «О несостоятельности и банкротстве» №127-ФЗ. И речь идет о следующем, поясню на конкретных примерах. Допустим, вы решили, ликвидировать свою организацию. Своевременно уведомили налоговиков. В соответствующем вестнике опубликовано ваше решение о ликвидации. В течение двух месяцев вы принимали различного рода претензии от ваших кредиторов. Ваши кредиторы никаких претензий к вам не предъявили. Налоговая инспекция как кредитор, проведя камеральную налоговую проверку, допустим, никаких претензий к вам не предъявила. Вы после этого подготовили ликвидационный баланс, заполнили форму Р16001. Сходили к нотариусу, заплатили государственную пошлину. Сдали все бумаги, и налоговики ликвидировали вашу организацию, вычеркнув ее из ЕГРЮЛ, подтвердив таким образом, что вы больше ничего никому не должны. В том числе, налоговики своим решением подтверждают, что вы ничего никому не должны в части, касающейся бюджета по налогам. Это один путь.
Другой путь. Вами была проведена грамотная процедура абсолютно законного банкротства. Ваша компания ликвидирована в результате банкротства. Вы принимали всевозможные претензии. Все претензии удовлетворили. Компания была ликвидирована. Судебное решение, на основании которого ваша компания была вычеркнута налоговикам из ЕГРЮЛ, дает вам право считать, что вы чисты, и спать вы можете спокойно. Нет, уважаемые коллеги! Теперь, в связи с изменениями в № 14-ФЗ, в связи с изменениями в № 127-ФЗ, спать спокойно больше не придется. Теперь в течение 3 лет с момента официальной государственной ликвидации, налоговики могут вернуться к этой уже ликвидированной компании. Я не буду рассказывать, как они могут проверить, но, поверьте мне, могут проверить взаимосвязи этой компании за все ее прошлое. Найти ее связи с каким-то «серыми» или нехорошими конторами. Посчитать для уже ликвидированной компании недоимки, пени и штрафы. А так как компания ликвидирована, то эти
недоимки, пени и штрафы невозможно предъявить организации. Так вот, налоговики теперь радостно будут предъявлять эти претензии (обратите внимание, все это за счет личного имущества) о погашении недоимок, пеней и штрафов для уже ликвидированной организации в течение трех лет с момента ликвидации «лицам, которые в силу закона или иного правового акта или учредительного документа юридического лица, могут выступать или могли выступать его имени учредителями, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнение своих обязанностей это лицо, действовало недобросовестно или неразумно, в том числе, если его действия/бездействия не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску». Претензии налоговики будут предъявлять к членам коллегиальных органов юридического лица, например, к совету директоров, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков. Или действуя добросовестно не принимал участия в голосовании (п. 2 ст. 53.1 ГК РФ). Также они будут предъявлять претензии лицам, имеющим фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе давать возможность указания должностным лицам (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ). . Это означает, что в течение 3 лет с момента ликвидации юридического лица, отвечать по долгам этого юридического лица всем своим личным имуществом будет любой единоличный исполнительный орган любого общества, то есть директор, генеральный директор, исполнительный директор или управляющий, управляющая организация. Также всем своим личным имуществом будут отвечать основные акционеры либо учредители. Также всем своим личным имуществом будут отвечать (здесь мутно, я не знаю, как будет складываться судебная практика) иные лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе иметь возможность давать указания должностным лицам. Черт его знает, что это означает! Означает ли это, что отвечать всем своим личным имуществом по долгам уже ликвидированной компании будет, например, финансовый директор или главный бухгалтер? Не знаю. Не хочу заранее запугивать. Посмотрим судебную практику. Этот закон по поводу «замечательной» ответственности окончательно вступил в силу с 1 июля 2017 года. Будет действовать «назад». Это означает, что если проверка придет к вам после 1 июля 2017 года, или кто-то вспомнит про уже ликвидированную вами компанию после 1 июля 2017 года, то, конечно же, эти претензии могут быть предъявлены. Ну и какова же цель принятия этого закона? Цитирую: «По мнению представителей ФНС России, благодаря этому закону, налоговые органы смогут напрямую предъявлять требования к контролирующим должника лицам, виновным в неплатежеспособности юридического лица». Какая забота о нас! Для этого даже не нужно будет возбуждать процедуру банкротства, так как при отсутствии конкурсной массы в рассматриваемой ситуации это повлечет излишние траты. Зачем? Можно будет сразу предъявить претензии бывшему учредителю, и разорить его к чертовой матери, отобрав чуть ли не последнюю квартиру. А когда я говорю «последнюю квартиру», я знаю, о чем говорю. Это новый законопроект, в соответствии с которым будут отнимать единственное жилье, при условии, если на каждого члена семьи идет превышение установленного метража в 15-18 м² на человека в 2 и более раза. Понимаете, какая штука? Такой подход, как говорят представители ФНС России, позволит в 2-3 раза снизить количество неэффективных процедур банкротства и, конечно же, пополнить бюджет.
То есть, уважаемые дамы и господа, все, о чем я говорил до этого – не плод моего больного воображения. Это плод мысленных усилий чиновников. Как такое вообще возможно в правовом государстве? Сначала подтвердить человеку, что к нему нет никаких претензий, но оставить себе лазейку в течение трех лет его разорить. Я не знаю, как такое возможно. Но, факт в том, что закон вступил в силу и уже действует.

Напишите нам